По словам Артура Оганесяна, эксперта-консультатнта рынка риелторских
услуг, «точной статистики о количестве участников рынка нет, но, судя по
некоторым заявлениям в прессе, на сегодняшний день количество сделок,
проводимых не риелторами, по разным подсчетам составляет от 20 до 80%».
О том, что количество игроков на рынке существенно уменьшилось, говорит и Сергей Злыдень, вице-президет АСНУ, «сказать точную цифру невозможно, но, по моему мнению, рынок сократился вдвое».
По мнению Галины Мельниковой, генерального директора АН Park Lane, «за последние два года рынок сократился в несколько раз и на сегодняшний день, активных компаний в Киеве около 30».
Будущее – за франчайзингом
Еще одна тенденция, которая сегодня присутствует на рынке – это расширение и укрупнение бизнеса основных игроков.
«Кризис подталкивают к интеграции. Крупные компании поглощают мелкие,
в том числе путем продажи франшиз и это будущее рынка. При этом это
хороший процесс, поскольку тот процент игроков, которые были до кризиса,
не нужен, поскольку большинство из тех, кто был, дискредитировали
рынок», – рассказывает А. Шульга.
Это подтверждает и Ирина Луханина, генеральный директор АН «Благовест».
По ее словам, «для рынка сегодня более подходящий вариант – это продажа
франшиз, поскольку просто слияние и объединение – это необходимость
решения этических вопросов, разработки единых стандартов работы
объединяющихся компаний. Поэтому более эффективна продажа франшиз, что
является первым шагом к созданию единых стандартов работы и
соответственно повышению качества услуг на рынке». Эксперт также
отметила, что на сегодняшний день инвестора, готового купить франшизу,
даже у самого сильного игрока на рынке нет.
Новых риелторских компаний не будет
Эксперты в один голос говорят о том, что в ближайший год новых серьезных игроков на рынке не появится.
«Для открытия риелторской компании необходимы серьезные инвестиции.
Такие средства есть у представителей крупного бизнеса, но сегодня они
решают вопросы с действующими компаниями и не готовы инвестировать в
новые направления. Поэтому появление новых участников рынка возможно не
ранее, чем через год, при этом все будет зависеть от тенденций на
рынке», – говорит Галина Мельникова.
Ирина Луханина также утверждает, что «для выхода на рынок необходимы
большие вложения, особенно если открывать крупную сетевую компанию.
Поэтому следующие 2 года ведущие компании, которые уже успешно работают
на рынке, будут расширять свою сеть и выходить в регионы».
«Риелторский бизнес не такой доходный, как кажется. Капиталовложения
окупаются долго, поэтому выход серьезных игроков пока маловероятен, но
возможно появление мелких компаний, которые на сегодняшний день наиболее
жизнеспособны», – считает Сергей Злыдень.
Появятся ли иностранные компании?
«Я лично знаю о планах выхода на наш рынок иностранных компаний.
Сейчас хорошее время для этого, занять свою нишу легче, поскольку
конкурентов меньше», – говорит А. Оганесян.
По словам А. Шульги, «на сегодняшний день российские компании активно рассматривает возможность продажи франшиз в Украине».
Менее пессимистично о возможности появления иностранных риелторов
говорит С. Злыдень: «в ближайшее время это невозможно. Даже в
докризисный период иностранных компаний, желающих освоить украинский
рынок, не было».
«Чтобы начать бизнес в Украине иностранная компания должна провести
серьезное исследование рынка, поскольку у нас свои особенности, свой
менталитет. При этом у иностранных компаний другой формат работы. Так
для них крупная компания – это та, в которой работает около 50 человек.
Для нашего рынка такая цифра – это масштабы только одного филиала. Так
для открытия нового офиса в октябре площадью 270 кв. м, мы потратили
1 200 000 гривен», – говорит И. Луханина.
По словам Александра Романенко, члена правления FIABCI,
«для того, чтобы инвестировать в украинский рынок, нужно быть уверенным
в возврате своих капиталовложений. Такими гарантиями является
политическая стабильность и законодательная поддержка бизнеса. Поэтому
Украине нужно принять ряд законов и если следующий год будет стабильным,
и еще через год рынок начнет расти, то выход иностранных компаний
возможен, в частности путем продажи франшиз». Эксперт также отметил,
что «сложностью выхода на иностранные рынки является также проблема с
поддержкой своих технологий и стандартов работы».
Какова стоимость выхода на рынок?
«Для того, чтобы открыть один филиал в Киеве необходимо около 1,3
млн. грн., плюс нужно нести ежемесячные затраты на содержание офиса», –
говорит Г. Мельникова.
По словам И. Луханиной, «для начала риелторской деятельности в
столице необходимы капиталовложения в размере 200-300 тыс. долл. США».
«Суммы инвестиций разные, поскольку все зависит от масштабности
агентства. Если говорить о серьезном выходе на рынок, с хорошим
брендингом, необходимо около 1 млн. долл. США», – считает А. Оганесян.
По мнению С. Злыдня, для того, «чтобы создать риелторскую
организацию, состоящую из нескольких человек, нужно 500 долл. США и при
этом она будет приносить доход. Для создания более крупной компании
порядок цифр, естественно, значительно выше».
В целом же эксперты говорят, что для того, чтобы у рынка риелторских
услуг было светлое будущее, необходимо законодательное регулирование и
создание единых стандартов работы, что станет гарантией безопасности и
предоставления качественной услуги для клиентов.
Подготовила Юлия Василенко
|