Сегодня
вступает в силу новый порядок оценки недвижимости с целью
налогообложения — очередное из череды правительственных нововведений,
преследующих цель прибрать к рукам рынок недвижимости.Новые
правила оценки — последнее из новшеств в этом году. Впрочем, гарантий,
что в 2014 за ним не последуют какие-то еще, никто не даст.
Правительство стремится не только прибрать рынок к рукам, но и взимать
налоги со всех операций по максимуму. Мы предлагаем вашему вниманию краткую ретроспективу новшеств 2013 года и их последствий для рынка недвижимости. Сплошные провалы Первым
в этом списке стал порядок оформления права собственности. Готовился он
долго, сроки введения неоднократно переносили, чиновники наперебой
рассказывали о том, что новый порядок, во-первых, упростит оформление
права собственности — не нужно будет дополнительно обращаться в БТИ, а
во-вторых, избавит от коррупции. Но как только порядок ввели, оказалось,
что реестр недвижимости пуст, нотариусы понятия не имеют, как
регистрировать право собственности, а количество госрегистраторов
гораздо меньше необходимого. В итоге, в январе рынок недвижимости
оказался практически парализованным. К лету ситуация кое-как
стабилизировалась, глава Укргосреестра регулярно рапортовал об успехах,
да и никаких громких махинаций с реестром замечено не было... пока в
начале октября все реестры Минюста не оказались взломанными , а работа нотариусов парализованной. С января же нас предупреждали и о введении налога на недвижимость
. И даже с 1 апреля его якобы ввели. Но, как оказалось, взимать налог
не с кого: реестра налогоплательщиков нет. К тому же, пока положение
Налогового кодекса пытались реализовать на практике, выявили немало
недочетов. Три месяца в правительстве думали, как же обложить налогом
владельцев бетонометров в текущем году, но, так и не придумав, решили
отложить введение налога на 2014. К очередной
раз к коллапсу рынка недвижимости его участники готовились накануне 1
августа, когда должны были вступить в силу новые правила оценки. В
преддверии сего события дотоле пребывавший в анабиозе рынок даже слегка ожил
. Однако уже на следующий день после формального вступления
нововведения в силу, его перенесли на три месяца, а прогнозируемый коллапс отстрочили до 1 сентября — даты запланированного введения ограничений на расчеты наличными. И
с начала сентября рынок действительно оказался почти парализованным: по
данным специалистов, количество сделок в сентябре упало более, чем
вдвое. И связано это не только с тем, что многие покупатели не готовы
афишировать свои доходы — не готовыми к нововведению оказались, в первую
очередь, банки. При опросе, проведенном нами среди банковских
учреждений накануне 1 сентября, оказалось, что ни у одного банка нет
специальных предложений по перечислению средств по сделкам купли-продажи
недвижимости. Очнулись банки только через месяц, но даже сегодня
количество таких предложений незначительно. Зато
куда более находчивыми оказались продавцы и покупатели недвижимости,
уже нашедшие вполне легальные способы избежать потери процентов при
конвертации. В мутной воде Сегодня
вводится новый порядок оценки с целью налогообложения. Чиновники опять
обещают, что все будет быстро, легко и дешево, а действующие оценщики
пугают небывалым ростом цен на оценку, связанным с недостатком
оценщиков, получивших лицензию на проведение оценки по новым правилам, и
непрофессионализмом оных. Истина, как обычно,
где-то посредине. По данным Фонда госимущества Украины, на 30 октября
2013 года получили лицензии на проведение оценочной деятельности и были
включены в соответствующий реестр 1540 оценщиков и еще 347 субъектов
оценочной деятельности, имеющих 644 представительства. Это
не 10 с лишним тысяч оценщиков, действующих до сегодняшнего дня, но
учитывая, что оценивать имущество будут удаленно, да еще и на основании
специальной компьютерной программы, позволяющей произвести оценку всего
за несколько минут, на первое время должно хватить. К тому же, как мы
уже писали, еще три месяца будут действовать старые отчеты об оценк. Однако
все еще остается загадкой, каким образом эта самая компьютерная
программа будет оценивать типовое и нетиповое жилье, и как при этом
удастся избежать махинаций. Что дальше? Едва
ли чреда нововведений на рынке закончится изменением порядка оценки. Не
охваченным еще остался рынок аренды, да и риелторская деятельность
по-прежнему законодательно не урегулирована. Так что в 2014 году нас,
скорее всего, ждут новые сюрпризы. С созданием реестра плательщиков налога на недвижимость, чиновники, вероятно, постараются максимально охватить очередным налогом арендодателей . Разговоры в июле 2013 о введении минимальной ставки аренды квартиры в Киеве
с последующим налогообложением оказались холостым выстрелом, но это
отнюдь не значит, что такая практика не будет реализована на территории
всей Украины в ближайшее время. Причем, платить украинским арендодателям
придется, как минимум, 13 % от суммы аренды — именно столько сегодня
составляет налог на доходы физических лиц в Украине. Арендодатели, в
свою очередь, возложат эту сумму на арендаторов, которые законом почти
не защищены. Для сравнения, в Германии арендодатель платит налог в размере от 3,5 до 5 % прибыли, при этом, арендатора закон защищает по максимуму. Но какое дело украинским чиновникам до нарушения прав граждан, если нужно взять побольше налогов, чтобы наполнить казну? На это же направлен и законопроект о риелторской деятельности
. Согласно проекту Минэкономики, предложенному в середине августа,
предлагается не только законодательно ограничить сумму комиссионных
риелторов, но и создать реестр оных. Видимо, чтобы уж совсем ограничить
доступ к рынку недвижимости «чужим». Ну, а на «обучении» риелторов в
будущем, как и на обучении оценщиков сейчас, кто-то, как водится,
неплохо заработает. Едва ли новые правила оценки
существенно навредят рынку недвижимости. В том состоянии, в котором он
пребывает сейчас, навредить уже вряд ли что-то сможет. Да и цены
останутся по-прежнему стабильными: чтобы они изменились, рынок должен
быть динамичным, а он таковым нынче не является. Бесспорно,
рынку необходимы цивилизованные правила функционирования. Столь же
бесспорна и необходимость платить налоги. Однако методы, при помощи
которых реализуются нововведения, свидетельствуют не о стремлении
навести порядок, а о непреодолимом желании отдельных дельцов от
правительства прибрать рынок к рукам. А значит, продолжение следует... Автор: Наталия Рева
|